Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Яндекс.Метрика

Информационно-методический кабинет

Информационно-методический кабинет как центр повышения профессиональной компетентности педагогических  работников

  Современный педагог должен хорошо ориентироваться в области дошкольного образования, владеть современными педагогическими технологиями, уметь работать в информационном пространстве, обладать креативными способностями, аналитической и рефлексивной культурой. Однако требования, предъявляемые к педагогу, должны быть подкреплены соответствующими условиями, так как без обеспечения воспитателя необходимыми условиями и орудиями труда, без мотивации его успешности, необходимого качества дошкольного образования не удастся достичь. Одним из условий повышения качества образования детей является создание условий для работы педагогов в соответствии с их современными требованиями, в том числе и оборудование информационно-методического кабинета. Информационно-методический кабинет создает условия для совершенствования профессиональной компетентности педагогических работников, повышения их квалификации, роста творческого потенциала, направленного на обеспечение качественного процесса воспитания, обучения и развития детей. Руководство информационно – методическим кабинетом и координацию его деятельности осуществляет заместитель заведующего по основной деятельности. Ему принадлежит ведущая роль в создании условий для оказания целенаправленной методической помощи педагогам в организации образовательного процесса с воспитанниками, в подготовке и проведении методических мероприятий, мероприятий по работе с семьями.

     Комплектование и оформление информационно-методического кабинета осуществляется в соответствии с требованиями:

  • Кодекса Республики Беларусь об образовании,Закона Республики Беларусь 18 апреля 2022 г. № 163-З «Об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь»
  • Постановление Министерства образования Республики Беларусь 28 ноября 2022 г. № 450 «О перечне документов, образующихся в процессе деятельности Министерства образования»
  • Инструктивно-методических писем Министерства образования Республики Беларусь

Информационно-методический кабинет создает условия для:

  • совершенствования профессиональной компетенции педагогических работников;
  • повышения их квалификации;
  • роста творческого потенциала, направленного на обеспечение качественного процесса воспитания, обучения и развитие детей.

Структурные компоненты информационно – методического кабинета

  • сектор нормативного правового обеспечения
  • сектор методической работы
  • книжный фонд
  • сектор аналитической работы
  • сектор аттестации и повышения квалификации педагогических работников
  • сектор инновационных педагогических достижений
  • информационно-технический сектор
  • сектор идеологической работы
  • педагогические выставки
  • тематические каталоги и картотека методического обеспечения                    
Сектор нормативного правового обеспечения (банк законодательных актов Республики Беларусь)
  • Конституция;
  • Законы;
  • Указы Президента:
  • Директивы,
  • Кодексы;
  • Постановления Совета Министров;
  • Положения;
  • Инструкции

 Сектор методической работы

Учебно-программная документация образовательной программы дошкольного образования:

  • учебные планы
  • учебная программа
  • образовательные программы специального образования, дошкольного образования
  • образовательные стандарты
  • учебно-методические пособия (УМК)
  • средства обучения

Программно-планирующая документация:

  • годовой план деятельности учреждения дошкольного образования;
  • индивидуальные планы защиты прав и законных интересов детей (при наличии в учреждении дошкольного образования детей, находящихся в социально опасном положении).
  • учебно-методическая документация:
  • материалы по организации методической работы с кадрами:
  • протоколы педсоветов и советов;
  • материалы педсоветов и советов;
  • материалы семинаров, консультаций, мастер-классов, творческих отчетов, открытых просмотров и др.
  • методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь, Академии последипломного образования, областного института развития образования, учебно-методического кабинета, учреждения дошкольного образования.

Материалы по организации сотрудничества с законными представителями воспитанников:

  •  материалы общих родительских собраний;
  • анкеты;
Материалы по осуществлению преемственности в работе между учреждениями дошкольного и общего среднего образования:
  • материалы совещаний, консультаций, семинаров,
  • открытых занятий для воспитателей старших групп учреждения дошкольного образования и учителей 1-х классов учреждения общего среднего образования;

Материалы по организации образовательных услуг на платной основе:

  •  анкеты для законных представителей;
  •  списки детей;
  • данные о руководителях, оказывающих образовательные услуги;
  • графики работы педагогических работников, оказывающих платные образовательные услуги;
  • планы  дополнительных образовательных услуг по реализации сверх базового компонента.

 Книжный фонд

  • Библиотека детской художественной литературы;
  • Научно-популярной литературы для педагогических работников и родителей;
  • Периодические печатные издания;
  • Справочная литература: словари, справочники, энциклопедии
  • Перечень средств воспитания, обучения, учебно-наглядных пособий, игр игрового оборудования, компьютерной техники, электронных средств обучения, спортивного инвентаря для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования;
  • Перечни и нормы обеспечения спортивным инвентарем и оборудованием, необходимыми для организации физического воспитания обучающихся учреждений образования, иных организаций, индивидуальны предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, проведения с ними физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий (постановление Министерства образования Республики Беларусь 2 сентября 2019 г. № 148);
  • Перечень учебно-методической литературы для учреждений дошкольного образования, специальных дошкольных учреждений;
  • Сведения о наличии учебных изданий и иных средств обучения, необходимых для организации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования (аннотированный учет обеспеченности учебными изданиями, имеющими соответствующий гриф);
  • Журнал поступлений и учета литературы, учебно-дидактического, игрового материала;
  • Журнал учета использования педагогами пособий, методической познавательной литературы, методических разработок.
  • Учебно-методические пособия для педагогов, учебные пособия для детей, детская художественная литература подбираются в соответствии с разделами образовательной программы дошкольного образования.

 Сектор аналитической работы

  • Материалы по изучению и анализу:
  • Результатов мониторинга качества условий деятельности дошкольного учреждения;
  • Качества здоровьесберегающего образовательного процесса;
  • Коррекционно-педагогической помощи детям;
  • Диагностика педагогических затруднений сотрудников учреждений (диагностические анкеты педагогов, сводная карта по изучению запросов педагогических кадров на следующий учебный год);
  • Информационно-аналитическое обеспечение деятельности учреждения дошкольного образования (годовой график контроля, диагностический инструментарий по изучению деятельности педагогов (карты контроля), информация о результатах контроля

Сектор аттестации и повышения квалификации педагогических работников

  • перспективный план аттестации педагогических работников данного учреждения образования;
  • заявления педагогов в аттестационную комиссию;
  • копии выписок из протоколов о сдаче квалификационного экзамена;
  • выписка из протокола заседания профсоюзного комитета о делегировании представителя профкома в состав аттестационной комиссии;
  • протоколы собрания педагогического коллектива;
  • копии приказов: о делегировании члена администрации в состав аттестационной комиссии; об утверждении состава аттестационной комиссии на текущий учебный год; о допуске педагогических работников к прохождению аттестации; о графике прохождения аттестации; о проведении обязательной аттестации; об утверждении дополнения к графику прохождения аттестации; о присвоении (подтверждении, снижении, отмене) квалификационной категории;
  • протоколы заседаний аттестационной комиссии;
  • выписки из протокола заседания профсоюзного комитета о согласовании графика аттестации и характеристик;
  • план-график и аналитические материалы изучения педагогической деятельности аттестуемых;
  • характеристики аттестуемых.

  Сектор инновационных педагогических достижений

  • Информация о фундаментальных практико-ориентированных исследованиях в сфере дошкольного образования
  • Материалы по использованию образовательных технологий.
  • Материалы об обобщении и распространении эффективного педагогического опыта.
  • Документы об экспериментальной   и инновационной деятельности в учреждения дошкольного образования (отчеты, обоснования, заявки и др.).

  Информационно-технический сектор

  • компьютерное и программное обеспечение образовательного процесса:
  • компьютер с выходом в Интернет,
  • мультимедийная установка
  • интерактивная доска,
  • телевизор,
  • DVD-плеер,
  • диски с аудио-видео записями

 Сектор идеологической работы

  • государственная символика,
  • материалы к единому дню информирования,
  • актуальные сообщения в средствах массовой информации

 Педагогические выставки

Тематические, постоянно действующие, эпизодические, передвижные и др.

Стенд «Готовимся к педсовету» 
Вывешивается решение предыдущего педсовета, дается информация о ходе его выполнения; указывается дата, повестка, фамилия, имя, отчество выступающих; размещаются списки методической литературы, статей из журналов; методические рекомендации по данному вопросу; объявления о проведении консультации, открытого занятия, семинара в связи с подготовкой к педсовету; материалы из опыта работы педагогов; вопросы к обсуждаемой теме).

Тематические каталоги и картотека методического обеспечения

На весь материал составляется библиография и картотека, в том числе и на электронных носителях, с указанием места его расположения (номер папки, шкафа и др.).

Картотека библиотечного фонда регулярно пополняется наименованиями новых поступлений. Для удобства пользования литературой создается алфавитный и тематический каталоги.

Материалы оформляются эстетично, в едином стиле.

Для организации эффективного функционирования информационно-методического кабинета большое значение имеет грамотно составленный график работы ИМК, в котором должно быть чётко обозначено время выдачи литературы, пособий, время проведения индивидуальных консультаций. Это время должно быть выбрано таким образом, чтобы услугами кабинета могли воспользоваться педагоги, работающие в разные смены, родители. При размещении материала в информационно-методическом кабинете важно прислушаться к мнению педагогов, для которых он предназначен. Полезно проанализировать характер обращений педагогов по поводу тех или иных материалов; какие пособия используются часто, а какие не используются совсем и т.д. Провести такой анализ поможет анкета для педагогов:

Анкета для педагогов

  1. Как часто Вы пользуетесь материалами из информационно-методического кабинета?
  2. Удобно ли, на Ваш взгляд, расположена литература (наглядные пособия и т.д.) в кабинете?
  3. Какими разделами, секторами Вы пользуетесь чаще всего?
  4. По каким разделам требуется дополнить материал, какой?
  5. Что бы Вы изменили в размещении материала?

По результатам такого анализа возможно проведение совместного обсуждения, по итогу которого будет выбран оптимальный для педагогов вариант организации информационно-методического кабинета. Только тогда, когда педагоги смогут свободно ориентироваться в содержании материалов, при необходимости самостоятельно подбирать материал, можно говорить о правильной организации информационно-методического кабинета.