Информационно-методический кабинет как центр повышения профессиональной компетентности педагогических работников
Современный педагог должен хорошо ориентироваться в области дошкольного образования, владеть современными педагогическими технологиями, уметь работать в информационном пространстве, обладать креативными способностями, аналитической и рефлексивной культурой. Однако требования, предъявляемые к педагогу, должны быть подкреплены соответствующими условиями, так как без обеспечения воспитателя необходимыми условиями и орудиями труда, без мотивации его успешности, необходимого качества дошкольного образования не удастся достичь. Одним из условий повышения качества образования детей является создание условий для работы педагогов в соответствии с их современными требованиями, в том числе и оборудование информационно-методического кабинета. Информационно-методический кабинет создает условия для совершенствования профессиональной компетентности педагогических работников, повышения их квалификации, роста творческого потенциала, направленного на обеспечение качественного процесса воспитания, обучения и развития детей. Руководство информационно – методическим кабинетом и координацию его деятельности осуществляет заместитель заведующего по основной деятельности. Ему принадлежит ведущая роль в создании условий для оказания целенаправленной методической помощи педагогам в организации образовательного процесса с воспитанниками, в подготовке и проведении методических мероприятий, мероприятий по работе с семьями.
Комплектование и оформление информационно-методического кабинета осуществляется в соответствии с требованиями:
- Кодекса Республики Беларусь об образовании,Закона Республики Беларусь 18 апреля 2022 г. № 163-З «Об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь»
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь 28 ноября 2022 г. № 450 «О перечне документов, образующихся в процессе деятельности Министерства образования»
- Инструктивно-методических писем Министерства образования Республики Беларусь
Информационно-методический кабинет создает условия для:
- совершенствования профессиональной компетенции педагогических работников;
- повышения их квалификации;
- роста творческого потенциала, направленного на обеспечение качественного процесса воспитания, обучения и развитие детей.
Структурные компоненты информационно – методического кабинета
- сектор нормативного правового обеспечения
- сектор методической работы
- книжный фонд
- сектор аналитической работы
- сектор аттестации и повышения квалификации педагогических работников
- сектор инновационных педагогических достижений
- информационно-технический сектор
- сектор идеологической работы
- педагогические выставки
- тематические каталоги и картотека методического обеспечения
Сектор нормативного правового обеспечения (банк законодательных актов Республики Беларусь)
- Конституция;
- Законы;
- Указы Президента:
- Директивы,
- Кодексы;
- Постановления Совета Министров;
- Положения;
- Инструкции
Сектор методической работы
Учебно-программная документация образовательной программы дошкольного образования:
- учебные планы
- учебная программа
- образовательные программы специального образования, дошкольного образования
- образовательные стандарты
- учебно-методические пособия (УМК)
- средства обучения
Программно-планирующая документация:
- годовой план деятельности учреждения дошкольного образования;
- индивидуальные планы защиты прав и законных интересов детей (при наличии в учреждении дошкольного образования детей, находящихся в социально опасном положении).
- учебно-методическая документация:
- материалы по организации методической работы с кадрами:
- протоколы педсоветов и советов;
- материалы педсоветов и советов;
- материалы семинаров, консультаций, мастер-классов, творческих отчетов, открытых просмотров и др.
- методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь, Академии последипломного образования, областного института развития образования, учебно-методического кабинета, учреждения дошкольного образования.
Материалы по организации сотрудничества с законными представителями воспитанников:
- материалы общих родительских собраний;
- анкеты;
Материалы по осуществлению преемственности в работе между учреждениями дошкольного и общего среднего образования:
- материалы совещаний, консультаций, семинаров,
- открытых занятий для воспитателей старших групп учреждения дошкольного образования и учителей 1-х классов учреждения общего среднего образования;
Материалы по организации образовательных услуг на платной основе:
- анкеты для законных представителей;
- списки детей;
- данные о руководителях, оказывающих образовательные услуги;
- графики работы педагогических работников, оказывающих платные образовательные услуги;
- планы дополнительных образовательных услуг по реализации сверх базового компонента.
Книжный фонд
- Библиотека детской художественной литературы;
- Научно-популярной литературы для педагогических работников и родителей;
- Периодические печатные издания;
- Справочная литература: словари, справочники, энциклопедии
- Перечень средств воспитания, обучения, учебно-наглядных пособий, игр игрового оборудования, компьютерной техники, электронных средств обучения, спортивного инвентаря для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования;
- Перечни и нормы обеспечения спортивным инвентарем и оборудованием, необходимыми для организации физического воспитания обучающихся учреждений образования, иных организаций, индивидуальны предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, проведения с ними физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий (постановление Министерства образования Республики Беларусь 2 сентября 2019 г. № 148);
- Перечень учебно-методической литературы для учреждений дошкольного образования, специальных дошкольных учреждений;
- Сведения о наличии учебных изданий и иных средств обучения, необходимых для организации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования (аннотированный учет обеспеченности учебными изданиями, имеющими соответствующий гриф);
- Журнал поступлений и учета литературы, учебно-дидактического, игрового материала;
- Журнал учета использования педагогами пособий, методической познавательной литературы, методических разработок.
- Учебно-методические пособия для педагогов, учебные пособия для детей, детская художественная литература подбираются в соответствии с разделами образовательной программы дошкольного образования.
Сектор аналитической работы
- Материалы по изучению и анализу:
- Результатов мониторинга качества условий деятельности дошкольного учреждения;
- Качества здоровьесберегающего образовательного процесса;
- Коррекционно-педагогической помощи детям;
- Диагностика педагогических затруднений сотрудников учреждений (диагностические анкеты педагогов, сводная карта по изучению запросов педагогических кадров на следующий учебный год);
- Информационно-аналитическое обеспечение деятельности учреждения дошкольного образования (годовой график контроля, диагностический инструментарий по изучению деятельности педагогов (карты контроля), информация о результатах контроля
Сектор аттестации и повышения квалификации педагогических работников
- перспективный план аттестации педагогических работников данного учреждения образования;
- заявления педагогов в аттестационную комиссию;
- копии выписок из протоколов о сдаче квалификационного экзамена;
- выписка из протокола заседания профсоюзного комитета о делегировании представителя профкома в состав аттестационной комиссии;
- протоколы собрания педагогического коллектива;
- копии приказов: о делегировании члена администрации в состав аттестационной комиссии; об утверждении состава аттестационной комиссии на текущий учебный год; о допуске педагогических работников к прохождению аттестации; о графике прохождения аттестации; о проведении обязательной аттестации; об утверждении дополнения к графику прохождения аттестации; о присвоении (подтверждении, снижении, отмене) квалификационной категории;
- протоколы заседаний аттестационной комиссии;
- выписки из протокола заседания профсоюзного комитета о согласовании графика аттестации и характеристик;
- план-график и аналитические материалы изучения педагогической деятельности аттестуемых;
- характеристики аттестуемых.
Сектор инновационных педагогических достижений
- Информация о фундаментальных практико-ориентированных исследованиях в сфере дошкольного образования
- Материалы по использованию образовательных технологий.
- Материалы об обобщении и распространении эффективного педагогического опыта.
- Документы об экспериментальной и инновационной деятельности в учреждения дошкольного образования (отчеты, обоснования, заявки и др.).
Информационно-технический сектор
- компьютерное и программное обеспечение образовательного процесса:
- компьютер с выходом в Интернет,
- мультимедийная установка
- интерактивная доска,
- телевизор,
- DVD-плеер,
- диски с аудио-видео записями
Сектор идеологической работы
- государственная символика,
- материалы к единому дню информирования,
- актуальные сообщения в средствах массовой информации
Педагогические выставки
Тематические, постоянно действующие, эпизодические, передвижные и др.
Стенд «Готовимся к педсовету»
Вывешивается решение предыдущего педсовета, дается информация о ходе его выполнения; указывается дата, повестка, фамилия, имя, отчество выступающих; размещаются списки методической литературы, статей из журналов; методические рекомендации по данному вопросу; объявления о проведении консультации, открытого занятия, семинара в связи с подготовкой к педсовету; материалы из опыта работы педагогов; вопросы к обсуждаемой теме).
Тематические каталоги и картотека методического обеспечения
На весь материал составляется библиография и картотека, в том числе и на электронных носителях, с указанием места его расположения (номер папки, шкафа и др.).
Картотека библиотечного фонда регулярно пополняется наименованиями новых поступлений. Для удобства пользования литературой создается алфавитный и тематический каталоги.
Материалы оформляются эстетично, в едином стиле.
Для организации эффективного функционирования информационно-методического кабинета большое значение имеет грамотно составленный график работы ИМК, в котором должно быть чётко обозначено время выдачи литературы, пособий, время проведения индивидуальных консультаций. Это время должно быть выбрано таким образом, чтобы услугами кабинета могли воспользоваться педагоги, работающие в разные смены, родители. При размещении материала в информационно-методическом кабинете важно прислушаться к мнению педагогов, для которых он предназначен. Полезно проанализировать характер обращений педагогов по поводу тех или иных материалов; какие пособия используются часто, а какие не используются совсем и т.д. Провести такой анализ поможет анкета для педагогов:
Анкета для педагогов
- Как часто Вы пользуетесь материалами из информационно-методического кабинета?
- Удобно ли, на Ваш взгляд, расположена литература (наглядные пособия и т.д.) в кабинете?
- Какими разделами, секторами Вы пользуетесь чаще всего?
- По каким разделам требуется дополнить материал, какой?
- Что бы Вы изменили в размещении материала?
По результатам такого анализа возможно проведение совместного обсуждения, по итогу которого будет выбран оптимальный для педагогов вариант организации информационно-методического кабинета. Только тогда, когда педагоги смогут свободно ориентироваться в содержании материалов, при необходимости самостоятельно подбирать материал, можно говорить о правильной организации информационно-методического кабинета.